На главную
Напишите мне
|
Что такое филокартия?
Из Большой Советской Энциклопедии
Филокартия (от греч. phileo - люблю и лат. carta, charta (греч. chartes) - бумага, исписанный лист, книга) - это коллекционирование, как правило иллюстрированных, почтовых карточек (открыток).
Филокартия зародилась в конце 19 в., когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления.
Первая открытка выпущена в 1869 в Австро-Венгрии (в России в 1872), первые иллюстрированные - в 1870 в Германии и Франции (в России в 1895), первые советские - в ноябре 1917.
В 1878 на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9x14 см, в 1925 - 10,5x14,8 см; первоначально оборотная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 её левая половина отведена для письма.
Современные иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки). Открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, имеют напечатанный знак почтовой оплаты, на открытках художественных и др. издательств предусмотрено место для его наклейки.
Филокартия началась с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Филокартия сыграла значительную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, экспонируемых в музеях и на выставках.
Открытки с изображениями современных их выпуску исторических, географических, архитектурных и др. объектов, памятников материальной культуры и т.п., приобретая со временем характер документальных источников, сблизили филокартию со вспомогательными историческими дисциплинами. В конце XIX - начале XX вв. возникли первые организации филокартистов. Стали издаваться специальные журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.), состоялись международные выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.), конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге - 1896, 1910; Ницце - 1899).
В начале 20 в. филокартия стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск разнообразных по тематике (география, этнография, история, различные виды искусства, техника, спорт, портреты и т.д.) и высококачественных по художественному и полиграфическому исполнению почтовых открыток и значительно расширившийся с укреплением международных связей почтовый обмен между странами.
Некоторые общепринятые термины, касающиеся филокартии,
встречающиеся, главным образом, на зарубежных сайтах
Архивный (Archival) - Открытки музейного качества хранения. Предполагается хорошее хранение в течение длительных периодов времени.
Бурые пятна (Foxing) - коричневые пятна на поверхности бумаги. Это пятна плесени, проникая через бумагу, не могут быть удалены стиранием, но иногда могут быть удалены отбеливанием.
Видовые открытки (View Cards) - открытки, которые показывают города и различные места при помощи реальных фотографий.
Золотой Век Открыток (Golden Age of Postcards) - от 1898 до 1918.
Изучение открыток (Deltiology). Deltiologist - человек проводящий исследование открыток. Термин введен Рэндаллом Рходесом из штата Огайо. Слово (греч.) означает науку изучения маленьких картин или открыток. [Советский термин "Филокартия" представляется не менее точным, однако это слово практически не встречается в зарубежном интернете (разве что в названии настоящего сайта - filocartist)]
Льняные открытки (Linen) - открытки, выпускавшиеся главным образом в 1920-1950-е годы. Поверхность такой открытки похожа на льняную ткань. Бумага, на которой они напечатаны, с возврастом желтеет.
Маркированные открытки (Government Postal) - открытки, которые имеют марку напечатанную на оборотной стороне открытки. Такие открытки выпускаются почтовым ведомством страны.
Метки альбома (Album Marks) - Окрашенные или тяжелые углубления на углах открыток от окисления из страницы старинного альбома или от веса.
Несколько различных видов на открытке (multi-view) - если на открытке присутствует сразу несколько небольших фотографических изображений, то в общении с зарубежными партнерами, такие открытки называются multi-view.
Наборы (Sets) - открытки, выпущенные набором (в обложке), либо в виде книжечки с возможностью отсоединять открытки при помощи перфорированной полоски.
Неразделенная оборотная сторона (Undivided Back) - оборотная сторона открытки выполнена без разделительной линии, чтобы отделить сообщение от адреса.
Открытка (Postcard) - карточка, сделанная с намерением для отправления по почте без конверта, либо в качестве подарка [таким образом, открытками признаются и карточки, не предназначеннеы для отправления по почте, но удовлетворяющие общепринятым размерам открыток]
Открытки загадки (Puzzle Cards) - старинные открытки, содержащие ребусы, загадки, которые предлагалось решить.
Разделенная оборотная сторона (Divided Back) - на оборотной стороне открытки есть центральная вертикальная линия, разделяющая части для адреса и для сообщения. Разделенные оборотные стороны открыток появились в 1902 году в Англии, в 1904 году - во Франции и в России, в 1905 году - в Германии, в 1907 году - в США. Это помогает датировать некоторые неиспользованные старинные открытки.
Реальная фотография (Real Photo) - термин, чтобы различить коммерческие фотографические изображения [порой применяется монтаж, наложение изображений] и фактической фотографией. Реальные фотографии более желательны для коллекционирования, чем коммерчески напечатанные открытки.
Рельефный (Embossed) - открытки, которые имеют части слегка поднятые выше поверхности. Тяжело рельефные открытки выполнены в стиле папье-маше.
Рекламные открытки (free-cards) - открытки, которые содержат рекламную информацию и не продаются в магазинах. Их можно просто взять в некоторых кинотеатрах, клубах, кафе и т.д. В России такие открытки появились и стали широко известны у филокартистов около 2001 года. На Западе такие открытки выпускаются примерно с конца 1980-х.
Сепия (Sepia) - темно-коричневый цвет, который встречается на старинных фотографиях.
Серия (Series) - группа открыток, объединенная одной темой и выпущенная в одно и то же время.
Стерео-открытки (3D-postcards) - открытки содержащие "переливающееся" или объемное изображение. Советский термин "стерео-открытки" не имеет распространения за рубежом. Там применяется термин 3D-postcards. Среди крупных стран-производителей таких открыток - Япония, США, СССР.
Хром (Chrome) - любая цветная открытка после 1939 года с "солнечной бумажной поверхностью". Термин получен из Kodachrome. Это современные открытки. Это - наиболее обычный тип открытки, которую Вы найдете в магазинах сегодня. Хромовые открытки сначала были изданы в 1950-х годах и продолжают издаваться сегодня.
Художник Подписал (Artist Signed) - любая открытка, которая имеет напечатанную подпись художника. Это может не подразумевать, что художник оставил автограф, хотя примеры существуют. Если издатель напечатал подпись художника, то рассматривается, что подписался художник.
Частные почтовые (Private Postal) - открытки, выпущенные не правительством, а частным бизнесом или издательством.
Шелк (Silk) - открытки, где шелковая ткань применялась издателем для отдельных частей изображения, либо открытка, выполненная на шелковой ткани.
|